Как подготовить ребенка к школе.

Как подготовить ребенка к школе

 Когда первое сентября не за горами, это значит, что пришло время подумать о любимых детях, которые совсем скоро первый раз окунутся в школьную жизнь. Для них это не просто новые впечатления, друзья и первая учительница, а целый ворох проблем, трудностей и препятствий, которые нужно преодолеть так, чтобы не было мучительно больно.
О том, как подготовить будущего первоклассника к новой школьной жизни, читайте в сегодняшней статье.

Режим дня

Тягостным испытанием для первоклассника является новый режим дня Одним из самых тягостных испытаний для свежего первоклассника является новый режим дня. Давно известно, что временные стрессы сильнее всего влияют на организм человека, а значит, еще до школы надо подготавливать любимое чадо к ранним просыпаниям. Рассчитайте примерно, сколько займет дорога в школу, утренний подъем, завтрак, одевание и уже с сегодняшнего дня начинайте будить малыша в это время. Конечно же, он не сразу будет просыпаться с улыбкой на лице, и осознавать всю пользу процедур. Но вы можете помочь ему, объяснив, что ранний подъем благотворно сказывается на общем здоровье организма, улучшает обмен веществ и повышает иммунитет. К тому же, чем раньше малыш проснется, тем больше дел он успеет сделать за весь день.
Но ни в коем случае не рекомендую читателям МирСоветов будить ребенка, жалея его и сочувствуя. Он будет перенимать ваш настрой, и учеба будет казаться тяжелой повинностью, которую ему придется выполнять долгие 11 лет. Поэтому будите ваше чадо, приговаривая что-нибудь хорошее, оптимистичное. Кроме ранней побудки, приучите ребенка завтракать и обедать именно в то время, когда большая перемена и обед в школе, так его не будет мучить голод во время уроков, и он сможет сосредоточиться на учебе.
Поскольку режим дня в детском саду существенно отличается от школьного, заранее приучайте малыша выполнять домашние обязанности примерно за 30-40 минут (в современных школах у первоклассников, как правило, укороченные уроки по 30 минут). Но делать это надо постепенно. Например, дайте ребенку задание слепить из пластилина любимого мишку или что-то нарисовать. Поставьте перед ним часы и засеките 15 минут. На следующий день проделайте все то же самое, но уже за 20 минут времени. И так по нарастающей. Кроме времени, отведенного на уроки, расскажите малышу о переменах и о том, что за считанные 10-15 минут времени ему придется настроиться на новый предмет, достать принадлежности, сходить в уборную и т.д. Важно, чтобы малыш понимал, что из всего перечисленного первостепенно (туалет, легкий перекус, небольшая разминка на свежем воздухе), а что можно отложить на следующий перерыв (разговоры с друзьями и прочее).
Еще одна из тех обязанностей, которая появляется в жизни ребенка с началом школьного периода – выполнение домашнего задания. В садике такого не было, а значит, надо объяснить малышу, что выполнение домашней работы – это уже половина успеха. Уже сейчас можете давать будущему ученику небольшие домашние поручения, например, выучить четверостишие, считалку или нарисовать любимую игрушку. Неважно, что именно будет делать ребенок, главное, чтобы он почувствовал ответственность и выполнял поручение в срок. И старайтесь отводить для таких заданий время в районе 16 часов – тот период, когда ребенок вернется со школы и успеет отдохнуть после занятий.
Не забывайте хвалить малыша за каждое старательно выполненное задание, но не обещайте материальное вознаграждение. Иначе в скором будущем за каждую положительную отметку он будет требовать ценную покупку, а учебу будет воспринимать как способ получения подарков.

Новый коллектив

Первоклассник в школе Знакомство и освоение в новом коллективе – всегда испытание, даже для взрослого. Что уж говорить о юных первооткрывателях школьной жизни. Максимально результативным вариантом для адаптации первоклассника в новом коллективе может стать его друг одногодка из детского сада или из соседнего двора. Вдвоем легче знакомиться, дружить и учиться. Если такого друга нет, развивайте у малыша чувство социальной принадлежности. Сделайте так, чтобы он как можно чаще знакомился с новыми детьми, ходил в гости и на детские праздники в другие семьи, запишите его в какой-нибудь развивающий кружок, водите его в детский сад. Именно там формирующийся ребенок научится сосуществовать в коллективе, соблюдать установленные правила и уважать свободы других детей. В детском садике так же наглядно проявляется иерархия в коллективе. Так же, как и в школе, здесь есть свои лидеры, заучки, шалуны и паиньки. И чем раньше ребенок поймет, что ему придется всю жизнь играть выбранную им социальную роль, тем лучше для него.

Первая учительница

Первая учительница Первая учительница – как вторая мама. Поэтому, готовя ребенка к школе, нужно уделить особое внимание ее выбору. Если вы точно знаете, в какую школу отдадите свое чадо, не ленитесь и разузнайте у других родителей мнение о будущей классной руководительнице вашего ребенка. Если есть возможность, поприсутствуйте на её уроках, ознакомьтесь с её CV или личным делом. Обратите внимание на то, как к ней относятся другие ученики. Если при виде учительницы, они несутся гурьбой, и спешат поведать последние новости, значит, учительница общительная, открытая и знает, как подобрать ключ к ребенку. Если же класс становится строем, перед вами диктатор чистой воды, который раз и навсегда отобьет у вашего ребенка охоту ходить в школу.
Не стесняйтесь и поговорите лично с учительницей. Обратите внимание на то, как она рассуждает о будущем своих учеников. Вас должно насторожить, если она обещает сделать из вашего чада гения, вундеркинда или лауреата Нобелевской премии. Опытный преподаватель не может знать заранее, что получится из ученика. Кроме того, в большинстве школ уже давно практикуют консультацию школьного психолога, который определяет темперамент ребенка и особенности его характера. Именно с ним и проходит собеседование перед поступлением, во время которого ребенку могут предложить пройти нехитрые психологические тесты. Результаты тестирования потом сообщают будущему классному руководителю, которые ориентируется на эти данные в дальнейшей учебе.

Школьные навыки

Как подготовить ребенка к школе Развить у ребенка школьные навыки можно, и не отдавая его в детский сад. Для начала позаботьтесь о физическом состоянии малыша. Каждое утро вместе с ним выполняйте ряд упражнений: приседания, разминка рук и плеч, вытягивание на полу, березка, наклоны в сторону и прочее. Особенно важно укрепить мышцы спины, так как большую часть времени ребенок будет проводить сидя. Также необходимо укрепить зрение, ведь будущему первокласснику предстоит перечитать не один том хрестоматии. Посетите с малышом окулиста, пусть врач проверит зрение малыша и назначит для профилактики витамины и специальные упражнения.
Будущему ученику очень пригодятся хорошие ораторские навыки. Для этого необходимо каждый день заниматься с малышом – вместе разучивать скороговорки, читать наизусть, держать речь. Лучше всего это делать перед зеркалом, записывая на диктофон.
Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш к приходу в школу знал алфавит, умел читать по слогам, складывать и вычитать числа до десяти. Для этого купите в детском магазине яркие прописи, и вместе с малышом проходите поэтапно каждый раздел. Также подойдут кубики и конструктор, на которых нарисованы буквы и цифры. Повесьте в детской большой красочный плакат с алфавитом, картой и схемой математических действий.
Некоторые родители нанимают специальных репетиторов для своих детей, чтобы к началу учебного года их маленькие гении уже умели читать энциклопедию и перемножать дроби. Это неправильно, так как в новом коллективе всегда найдутся дети без какой-либо подготовки, которые будут тормозить общий процесс, и «умному» малышу будет просто неинтересно. А интерес, как известно, есть самый главный двигатель учебы.
Также необходимо развивать в ребенке самостоятельность. Начните с малого – пусть малыш сам собирает ранец, ставит будильник, оборачивает учебники и тетрадки в обложки, подписывает их. Все это сделает его более независимым и самостоятельным, и здорово пригодится в школьных буднях. Важно объяснить малышу, и что такое дисциплина и хорошее поведение, как они влияют на общую успеваемость будущего ученика. Предупредите ребенка о том, что за поведение учителя тоже ставят оценки, а иногда даже вызывают родителей к директору.
Крайне важна для первоклассника пунктуальность и умение рационально распределить время. Подарите малышу детский ежедневник с любимыми мультяшными героями, пускай сам или с вашей помощью записывает туда все свои дела. А чтобы ребенок не страдал от постоянных опозданий, назначьте обед или ужин на определенное время, и пусть вся семья собирается за столом именно в это время, включая малыша.

Важные мелочи

Школьные принадлежности Чтобы первый класс стал не только полезным, но и приятным времяпрепровождением, а первое сентября – праздником, советую читателям МирСоветов выделить несколько дней в своем плотном графике и сходить вместе со своим любимым малышом по магазинам. Сначала закупите мелкие школьные принадлежности – тетрадки, карандаши, ручки, дневник, пенал с портфелем и прочие нужности. Право выбрать цвет и размер канцелярских товаров оставьте за ребенком, от вас требуется только проверить качество, функциональность и безопасность. В другой день сходите с малышом за школьной формой, спортивным костюмом, новыми туфлями и кроссовками. Ни в коем случае не покупайте одежду на вырост, это неудобно для малыша, да и через год нынешние фасоны выйдут из моды. Выбирайте вещи только из натуральных тканей, ориентируясь на требования к внешнему виду выбранной школы.
За несколько дней до первого сентября сходите вместе с будущим первоклассником на экскурсию в школу, чтобы малыш был в курсе, где находится его храм знаний. Зайдите в само здание, покажите ему классы, столовую, раздевалку, туалет. Это значительно облегчит его адаптацию.
Что касается мотивации ребенка к обучению, вы должны показать на конкретных примерах, когда люди, отлично окончившие школу, стали успешными и известными личностями. Но поскольку все мы прекрасно знаем, что чаще всего получается именно наоборот, не навязывайте малышу мнение о том, что он, во что бы то ни стало должен учиться по всем предметам на отлично. Иначе вы добьетесь противоположного эффекта и разовьете в нем комплекс отличника. В процессе учебы он сам решит для себя, какие предметы ему по душе, а какие – нет. Развитие у будущего школьника памяти, внимания, усидчивости и активного участия в школьных делах – все это даст посещение детского сада. Именно там воспитатели по специальной программе развивают у ребенка все эти качества, ориентируясь на характер, привычки и другие особенности.

И помните, самое сильное подспорье для юного первоклассника в подготовке к новой школьной жизни – это родительская любовь и понимание. Малыш должен постоянно чувствовать, что он не один готовится к школе, и вы принимаете непосредственное участие во всех хлопотах, делая их не проблемными, а приятными.

 Источник 




Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?

Понятие и проблемы психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга.
Интеллектуальная готовность.   Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.   
Волевая готовность   необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.  
Умение учиться.
В первом классе детей учат не только письму, чтению и счёту, но и умению учиться, а также основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем он отличается от умения читать, считать и писать?
У ребёнка, который умеет учиться, наблюдаются такие черты:
– понимает, что он чего-то не умеет, не может, и приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «ю»;
– умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не выкрикивает первый попавшийся ответ;
– отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, понюхав, пощупав, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, которые можно извлечь из учебника и книг или добыть у взрослого;
– может не просто сказать взрослому о своём незнании, неумении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: спереди она похожа на «Москвич», а сзади – на «Жигули», а не объявляющий с видом знатока, что это «Жигули» новой модели).
 Если у ребёнка есть эти качества, то можем быть уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.
Общение.
Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребёнка общаться? Прежде всего, надо у детей сформировать следующие навыки:
– умение слушать собеседника, не перебивая его;
– говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
– пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
Часто родители жалуются, что дети разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.
Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители.
«Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет деда», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «нужно узнать, какой фильм идёт в кинотеатре», «Приглашаем в гости друзей» – эти и другие ситуации, разыгранные вами с ребёнком, сформируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Когда мы учим ребёнка слушать других, то сами не должны забывать, что у него есть право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять ребёнку огорчения.


                                     ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ЛЕВША 
 Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате минимальной мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается “обоеруким”, или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.). а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа.
                     МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
 • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: “Найди спичку в одном из коробков”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
 • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
 • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
• Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
 • Раздавать карты (ведущая та рука, которая раскладывает карты).
 • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
• Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
• Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.
 • Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
• Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
• Скрещивание рук на груди. Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
• Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1 – 1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой.



Тесты и упражнения для будущих первоклассников

                 Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.